Сенсорная комната

 Успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, во-первых, насколько хорошо ребенок слышит, видит, осязает окружающее; во-вторых, насколько качественно он может оперировать этой информацией; в-третьих, насколько точно он эти знания может выразить в речи. Таким образом, сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного), на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе. Сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности.

Сенсорная комната представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир. Она используется как «энциклопедия стимулирующих ощущений» предлагающих гораздо большее разнообразие впечатлений, чем традиционное окружение.

Занятия в сенсорной комнате позволяют стимулировать зрительную, слуховую, тактильную модальность и использовать эту стимуляцию длительное время, поскольку в данных условиях используется массивный поток информации на каждый анализатор и восприятие становится более активным.

Основными целями занятий в сенсорной комнате являются:

1.            Стимулирование сенсорного развития детей;

2.            Компенсация сенсорных впечатлений;

3.            Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка через гармонизацию его внутреннего мира.

Занятия в сенсорной комнате начинаются с развития кожно-кинестетической чувствительности, так как она является базой для зрительного и слухового восприятия. Для развития тактильной чувствительности используется «Сенсорная дорожка», различные «Тактильные сенсорные ёмкости».

Следующим этапом развития детей являются занятия по развитию визуального и акустического восприятия. Для развития слухового анализатора широко используется библиотека лазерных дисков с различными записями. Для развития зрительных ощущений используются разнообразные игры со светооптическими нитями, шариками воздуха в трубке.

Кроме этого, в нашей сенсорной комнате помогают стимуляции зрительного анализатора различные интерактивные источники света. Зрению принадлежит наиболее ответственная роль в процессе познания внешнего мира, более 90% информации человек получает через глаза. Поэтому, "красивая пища для глаз" - лучшее средство для снятия нервного и мышечного напряжения. Отсюда и основа сенсорной комнаты – свет. Различные проекторы и панели заполняют сенсорную комнату волшебным светом, красками и узорами:

·                    Интерактивная панель «Осенний лист» имитирует бесконечность на светодиодах. С помощью пульта управления, можно использовать  многообразие режимов, возможность поймать движение цветных листиков, остановить их,  дать им падать дальше.

·                    Интерактивный источник света из фибероптики.

·                    Пучок фибероптических волокон с боковым точечным свечением «Звездный дождь». Водопад волокон, изменяющий свой цвет вдоль волокна. Совершенно безопасные волокна можно перебирать, держать, обнимать. Изменяющиеся цвета привлекают внимание, успокаивают, хорошо концентрируют внимание. 

·                    Прибор динамической заливки светом позволяет добиться невероятного распределения цветов.


Для эффективного использования сенсорной комнаты, на первом этапе дети подробно знакомятся с ней, чтобы почувствовать себя в ней свободно. На это рассчитано 2-3 занятия. После того, как дети освоятся в пространстве, поэтапно будут вводиться в действие элементы сенсорной комнаты. Дети на данном этапе учатся различному использованию предметов, учатся находить разное применение тому или иному объекту. Каждое занятие составляет 15-20 минут, во время которых детьми активно осваиваются новые ощущения, что стимулирует их познавательную деятельность, мотивацию, побуждает интерес, подвижность и исследовательский подход.

После этого, у детей наступает состояние расслабления, что является для них благоприятным фоном.

Спокойная, доброжелательная обстановка, присутствие понимающего взрослого в сочетании с мощным положительным влиянием эффектов сенсорной комнаты способствуют созданию у детей ощущения защищенности, спокойствия и уверенности в себе, богатство положительных эмоций – развитию внутренних резервов детей, особенно формированию у них понятий и качеств, основанных на доброжелательности. Они учатся общаться, делиться впечатлениями.