Функционирует на основе Устава, лицензии на образовательную деятельность № 1206 от 18 ноября 2011 года.
1. Декларация прав ребенка ООН (1959 г.);
Группы скомплектованы по одновозрастному принципу на
основании Типового положения о дошкольном образовательном учреждении.
I младшая группа «Гуленьки» (2-3 года)
II младшая группа «Гномики» (3-4 года)
II младшая группа «Ладушки»
II младшая группа «Цыплятки»
Средняя группа «Смешарики» (4-5 лет)
Средняя группа «Муравьишки»
Средняя группа «Буратино»
Средняя группа «Карапузики»
Средняя группа «Колобок»
Средняя логопедическая группа «Почемучки»
Старшая группа «Кузнечики»
Старшая группа «Чебурашка»
Старшая логопедическая группа «Пчелки»
Подготовительная к школе логопедическая группа «Непоседы»
В соответствии с лицензией на
образовательную деятельность МБДОУ осуществляет приоритетную деятельность в
группах (средних, старших, подготовительных) «общеразвивающей и компенсирующей
направленности» по направлениям:
- физическое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- социально-личностное развитие;
- познавательно-речевое развитие.
МБДОУ «Детский сад «Иванушка»
обеспечивает воспитание, обучение и развитие детей от 2 до 7 лет.
В МБДОУ имеются группы общеразвивающей направленности для
детей:
раннего возраста от 2 до 3 лет (1 группа);
младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет (3 группы);
среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет (5 групп),
которые реализуют основную часть ООП дошкольного образования
по направлениям физического, познавательно-речевого, социально-личностного и
художественно-эстетического развития.
Также в ДОУ имеются группы
компенсирующей направленности (логопедические):
средняя группа для детей от 4 до 5 лет - «Почемучки»;
старшая группа для детей от 5 до 6 лет – «Пчелки»;
подготовительная группа от 6 до 7 лет – «Непоседы».
В группах компенсирующего обучения обеспечивается воспитание, обучение и развитие детей с общим недоразвитием речи.
Концепция МБДОУ предполагает создание полноценных условий для развития детей с учетом запросов семьи, потребностей и возможностей каждого воспитанника.
Цели и задачи образовательного процесса.
Цель: создание благоприятных условий для полноценного
проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры
личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии
с возрастными и индивидуальными особенностями,
подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
Для
достижения целей первостепенное значение имеют:
· забота о
здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии
каждого ребенка;
· создание в
группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем
воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными,
стремящимися к самостоятельности и творчеству;
· максимальное
использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях
повышения эффективности образовательного процесса;
· творческая
организация (развитие креативности) процесса воспитания и обучения;
· вариативность
использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в
соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
· уважительное
отношение к результатам детского творчества;
· единство подходов
к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;
· соблюдение
преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей
умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного
возраста.
Особенности организации образовательного процесса в
разных возрастных группах обусловлены
спецификой возраста воспитанников, их развития, наличия приоритетных
направлений, заказа родителей, требованиями СанПин, климатическими
особенностями и подробно изложены в образовательных паспортах групп.
В основе организации образовательного процесса
определен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью. Решение программных
задач осуществляется в двух основных моделях организации
образовательного процесса – совместной
деятельности взрослого и детей и самостоятельной
деятельности детей.
Решение образовательных задач в рамках первой модели,
совместной деятельности взрослого и детей, осуществляется, как в виде непосредственно образовательной деятельности
(не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и в виде
образовательной деятельности,
осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач
сопряжено с одновременным выполнением функций
по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой,
подготовкой ко сну, организацией питания и др.).
Непосредственно образовательная деятельность
реализуется через организацию различных
видов детской деятельности (игровой, двигательной,
познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной,
музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы)
или их интеграцию с использованием
разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно
в зависимости от контингента детей, уровня освоения программы и
решения конкретных образовательных задач.
Объем образовательной нагрузки (как непосредственно
образовательной деятельности, так и образовательной деятельности,
осуществляемой в ходе режимных моментов) является примерным, дозирование
нагрузки – условным, обозначающим
пропорциональное соотношение продолжительности деятельности педагогов и
детей по реализации и освоению содержания дошкольного образования в различных
образовательных областях. Педагоги вправе самостоятельно корректировать
(увеличивать или уменьшать) ежедневный объем образовательной нагрузки при
планировании работы по реализации Программы в зависимости от контингента детей,
региональной специфики, решения конкретных образовательных задач в пределах
максимально допустимого объема образовательной нагрузки и требований к ней,
установленных Федеральными государственными требованиями к структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного образования и действующими санитарно-эпидемиологическими
правилами и нормативами (СанПиН).
Объем самостоятельной деятельности, как свободной
деятельности воспитанников в условиях созданной педагогами
предметно-развивающей образовательной среды по каждой образовательной области, не
определяется. Общий объем самостоятельной
деятельности детей соответствует требованиям действующих СанПиН (3-4 часа в
день для всех возрастных групп).
В течение двух недель в сентябре и мае проводится
комплексная психолого-педагогическая диагностика, как адекватная форма
оценивания результатов освоения
Программы детьми дошкольного возраста.
Организационной основой реализации Программы является
Примерный календарь праздников (событий). Праздники, как форма работы, с учетом
их общей социально-личностной направленности и ориентированности, включены в
область «Социализация», независимо от конкретной тематики каждого из них и
интеграции с другими образовательными областями Программы.
Организация воспитательно-образовательного процесса и
предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении детском
саду «Иванушка» имеет следующие особенности:
- используется модель личностно ориентированного
подхода при взаимодействии взрослого и
ребенка;
- осуществляется дифференцированный подход при выборе
заданий и материала;
- применяются разные формы образовательной
деятельности;
- в режим дня включаются психогимнастика, пальчиковая
гимнастика, логоритмика;
- в сенсорной комнате педагогом – психологом проводятся релаксационные паузы с детьми;
- оказывается помощь детям, родителям и персоналу со
стороны психологической службы (диагностика, консультации, тренинги и т.д.);
- действует система физкультурно-оздоровительной
работы (витаминизация, закаливающие мероприятия, проведение спортивных
праздников)
- развивающая среда ДОУ отвечает основным требованиям
современного дошкольного образования и санитарным нормам. Все компоненты
развивающей предметной среды обеспечивают условия для полноценного физического,
эстетического, познавательного и социального развития детей. Развивающая предметная среда в ДОУ
оборудована с учетом возрастных особенностей ребенка. Все элементы среды
связаны между собой по содержанию, масштабу и художественному решению;
- в каждой
группе созданы разнообразные центры развития поисково-исследовательской
деятельности: центр развивающих игр (сюжетно-ролевых, конструктивных и
настольно-дидактических), центр книги, уголок ряжения (ранний возраст),
природный центр, спортивный, есть уголки
краеведения.
Содержание основной общеобразовательной программы
соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики
и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является
развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и
обучающих целей и задач.
При формировании образовательной программы взяты за
основу следующие принципы:
·
Принцип
теоретико-практического соответствия;
·
Принцип разумной
«минимизации» содержания деятельности с детьми;
·
Принцип
интеграции образовательных областей и принципа комплексно-тематической модели
построения образовательного процесса;
·
Принцип
разнообразия форм, видов и способов организованной и детской деятельности и
интеграции усилий семьи и ДОУ в вопросах воспитания и развития детей;
· Принцип
комплексности (это
решение любой педагогической, развивающей и коррекционной задачи с учетом
взаимодействия всех факторов: состояния здоровья, оказывающего влияние на
работоспособность, нагрузки на ребенка: умственной, физической, эмоциональной);
·
Принцип
динамичности (постановка целей по коррекции, обучению, развитию ребенка, которые
постоянно бы углублялись и расширялись);
·
Принцип
занимательности и новизны;
·
Принцип
сотрудничества, который позволяет создать атмосферу доброжелательности.
Учреждение работает по 5 - дневной рабочей неделе с
7.00 до 19.00 часов. Выходные дни: суббота, воскресенье, праздничные.
Учебный год - с 1 сентября по 30
мая. Продолжительность учебного года составляет не менее 34 недель. Режим
занятий и работы групп устанавливается с учетом возраста детей, реализуемой
программы дошкольного образования. Проводятся осенние и весенние каникулы.
Все группы работают по двум временным режимам: на
теплый и холодный периоды года. В теплом режиме предусмотрен летний
оздоровительный режим.
Неизменными
в режиме дня остаются:
·
соблюдение чётких, в соответствии с возрастом детей,
интервалов между приёмами пищи (4- 4,5 часа);
·
соблюдение в соответствии с возрастом детей времени
приёма пищи;
·
обеспечение
необходимой длительности в соответствии с возрастом детей суточного сна (не
менее 13 – 15 часов);
· проведение ежедневных прогулок (до 3х – 4х часов).
Гибкий режим деятельности в зависимости социального заказа родителей, наличие
специалистов, медицинских работников, индивидуальных особенностей группы предусмотрен:
- в
период адаптации детей к условиям ДОУ;
- в
период лечебных процедур (по назначению врача посещение детской поликлиники,
физкультурного диспансера, бассейна и др.);
- в
период каникул, проведения праздников;
- в период карантинных мероприятий в режиме дня выделяется время для осмотра детей, проведение профилактических мероприятий, снижение физической и интеллектуальной нагрузки, увеличение время пребывания детей на воздухе;
Возможны изменения в отдельных режимных процессах:
·
проведение
образовательной деятельности в период активного бодрствования детей не в чётко
фиксированное время, а в зависимости от конкретных условий, программных задач,
самочувствия детей.
·
при плохой погоде
прогулки организуются в помещении (физкультурный и музыкальный залы хорошо
проветриваются, для каждой группы выделяются определённое время, соблюдаются
перерывы);
·
допускается
свободное перемещение детей по учреждению (на период экскурсий, посещение
выставок, проведение развлекательных программ), объединение групп при условии
отсутствия карантина.