Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Иванушка» -  общеразвивающего вида, с группами общеразвивающей  и компенсирующей направленности в разном сочетании открыт 18 ноября 2011 года.

                   Функционирует на основе Устава, лицензии на образовательную деятельность № 1206 от 18 ноября 2011 года.
                   Расположен по адресу: г. Абакан РХ, ул. Лермонтова 13. 
   Это дошкольное бюджетное образовательное учреждение, обеспечивающее право семьи на получение помощи в охране и укреплении здоровья детей, в их воспитании и предшкольном образовании, основой которого является освоение ребенком обязательного минимума содержания реализуемых в ДОУ учебных программ, а также в коррекции речевых нарушений воспитанников. 
   Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Иванушка» осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольном учреждении (от 12.09.2008г.), Уставом дошкольного образовательного учреждения. 

При составлении основной общеобразовательной программы учитывались следующие нормативные документы международного и федерального уровня:
1.      Декларация прав ребенка ООН (1959 г.);
2.      Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.);
3.      Закон «Об Образовании» (от 10.07.1992 г., № 3266 – 1 с последующими изменениями);
4.      Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (24.07.98 г. № 124 - ФЗ);
5.      Закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (21.12.96 г. № 159 - ФЗ);
6.      Стандарт дошкольного образования, изложенный в Примерных (временных) требованиях МОиН РФ к содержанию и методам воспитания и обучения детей в ДОУ;
7.      Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой;
8.       Общеобразовательная программа «Успех» под редакцией Н. В. Фединой;
9.      Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Мои Н РФ от 20.07.2011 г. № 655).

   В своей деятельности ДОУ реализует ООП в 14 возрастных группах.

Группы скомплектованы по одновозрастному принципу на  основании Типового положения о дошкольном образовательном учреждении.

I младшая группа «Гуленьки» (2-3 года)                                      

II младшая группа «Гномики» (3-4 года)

II младшая группа «Ладушки»

II младшая группа «Цыплятки»

Средняя  группа «Смешарики» (4-5 лет)

Средняя группа «Муравьишки»

Средняя группа «Буратино»

Средняя группа «Карапузики»

Средняя группа «Колобок»

Средняя логопедическая группа «Почемучки» 

Старшая группа «Кузнечики»

Старшая группа «Чебурашка»

Старшая логопедическая группа «Пчелки»

Подготовительная к школе логопедическая группа «Непоседы»

В соответствии с лицензией на образовательную деятельность МБДОУ осуществляет приоритетную деятельность в группах (средних, старших, подготовительных) «общеразвивающей и компенсирующей направленности» по направлениям:

- физическое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- социально-личностное развитие;

- познавательно-речевое развитие.

МБДОУ «Детский сад «Иванушка» обеспечивает воспитание, обучение и развитие детей от 2 до 7 лет.

В МБДОУ имеются группы общеразвивающей направленности для детей:

раннего возраста от 2 до 3 лет (1 группа);

младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет (3 группы);

среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет (5 групп),

которые реализуют основную часть ООП дошкольного образования по направлениям физического, познавательно-речевого, социально-личностного и художественно-эстетического развития.

Также в ДОУ имеются группы компенсирующей направленности (логопедические):

средняя группа для детей от 4 до 5 лет -  «Почемучки»;

старшая группа для детей от 5 до 6 лет – «Пчелки»;

подготовительная группа от 6 до 7 лет – «Непоседы».

В группах компенсирующего обучения обеспечивается воспитание, обучение и развитие детей с общим недоразвитием речи.

Концепция МБДОУ предполагает создание полноценных условий для развития детей с учетом запросов семьи, потребностей и возможностей каждого воспитанника.

Цели и задачи образовательного процесса.

Цель: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,  подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Для достижения целей первостепенное значение имеют:

·    забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

·  создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными,  добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

·       максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;

·       творческая организация (развитие креативности) процесса воспитания и обучения;

·       вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

·       уважительное отношение к результатам детского творчества;

·       единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;

·      соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста.

Особенности организации образовательного процесса в разных возрастных группах  обусловлены спецификой возраста воспитанников, их развития, наличия приоритетных направлений, заказа родителей, требованиями СанПин, климатическими особенностями и подробно изложены в образовательных паспортах групп.

В основе организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип с ведущей  игровой деятельностью. Решение программных задач  осуществляется в  двух основных моделях организации образовательного процесса – совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.

Решение образовательных задач в рамках первой модели, совместной деятельности взрослого и детей, осуществляется, как в виде непосредственно образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций  по присмотру и уходу за детьми), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций  по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.).

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через  организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию с  использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения программы  и  решения конкретных образовательных задач.

Объем образовательной нагрузки (как непосредственно образовательной деятельности, так и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов) является примерным, дозирование нагрузки – условным, обозначающим  пропорциональное соотношение продолжительности деятельности педагогов и детей по реализации и освоению содержания дошкольного образования в различных образовательных областях. Педагоги вправе самостоятельно корректировать (увеличивать или уменьшать) ежедневный объем образовательной нагрузки при планировании работы по реализации Программы в зависимости от контингента детей, региональной специфики, решения конкретных образовательных задач в пределах максимально допустимого объема образовательной нагрузки и требований к ней, установленных Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и  действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН).

Объем самостоятельной деятельности, как свободной деятельности воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды по каждой  образовательной области, не определяется.  Общий объем самостоятельной деятельности детей соответствует требованиям действующих СанПиН (3-4 часа в день для всех возрастных групп).

В течение двух недель в сентябре и мае проводится комплексная психолого-педагогическая диагностика, как адекватная форма оценивания  результатов освоения Программы детьми дошкольного возраста.

Организационной основой реализации Программы является Примерный календарь праздников (событий). Праздники, как форма работы, с учетом их общей социально-личностной направленности и ориентированности, включены в область «Социализация», независимо от конкретной тематики каждого из них и интеграции с другими образовательными областями Программы.

Организация воспитательно-образовательного процесса и предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении детском саду «Иванушка» имеет следующие особенности:

- используется модель личностно ориентированного подхода  при взаимодействии взрослого и ребенка;

- осуществляется дифференцированный подход при выборе заданий и материала;

- применяются разные формы образовательной деятельности;

- в режим дня включаются психогимнастика, пальчиковая гимнастика, логоритмика;

- в сенсорной комнате педагогом – психологом проводятся релаксационные  паузы  с детьми;

- оказывается помощь детям, родителям и персоналу со стороны психологической службы  (диагностика, консультации, тренинги и т.д.);

- действует система физкультурно-оздоровительной работы (витаминизация, закаливающие мероприятия, проведение спортивных праздников)

- развивающая среда ДОУ отвечает основным требованиям современного дошкольного образования и санитарным нормам. Все компоненты развивающей предметной среды обеспечивают условия для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. Развивающая предметная среда в ДОУ оборудована с учетом возрастных особенностей ребенка. Все элементы среды связаны между собой по содержанию, масштабу и художественному решению;

 - в каждой группе созданы разнообразные центры развития поисково-исследовательской деятельности: центр развивающих игр (сюжетно-ролевых, конструктивных и настольно-дидактических), центр книги, уголок ряжения (ранний возраст), природный центр, спортивный,  есть уголки краеведения.

Содержание основной общеобразовательной программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

При формировании образовательной программы взяты за основу следующие принципы:

·         Принцип теоретико-практического соответствия;

·         Принцип разумной «минимизации» содержания деятельности с детьми;

·         Принцип интеграции образовательных областей и принципа комплексно-тематической модели построения образовательного процесса;

·         Принцип разнообразия форм, видов и способов организованной и детской деятельности и интеграции усилий семьи и ДОУ в вопросах воспитания и развития детей;

·   Принцип комплексности (это решение любой педагогической, развивающей и коррекционной задачи с учетом взаимодействия всех факторов: состояния здоровья, оказывающего влияние на работоспособность, нагрузки на ребенка: умственной, физической, эмоциональной);

·         Принцип динамичности (постановка целей по коррекции, обучению, развитию ребенка, которые постоянно бы углублялись и расширялись);

·         Принцип занимательности и новизны;

·         Принцип сотрудничества, который позволяет создать атмосферу доброжелательности.

Учреждение работает по 5 - дневной рабочей неделе с 7.00  до 19.00 часов. Выходные дни: суббота, воскресенье, праздничные. Учебный год  -  с 1 сентября по 30 мая. Продолжительность учебного года составляет не менее 34 недель. Режим занятий и работы групп устанавливается с учетом возраста детей, реализуемой программы дошкольного образования. Проводятся осенние и весенние каникулы.

Все группы работают по двум временным режимам: на теплый и холодный периоды года. В теплом режиме предусмотрен летний оздоровительный режим.

Неизменными в режиме дня остаются:

·         соблюдение  чётких, в соответствии с возрастом детей, интервалов между приёмами пищи (4- 4,5 часа);

·         соблюдение   в соответствии с возрастом детей времени приёма пищи;

·         обеспечение необходимой длительности в соответствии с возрастом детей суточного сна (не менее 13 – 15 часов);

·         проведение ежедневных прогулок (до 3х – 4х часов).

Гибкий режим деятельности в зависимости социального заказа родителей, наличие специалистов, медицинских работников, индивидуальных особенностей группы  предусмотрен:

- в период адаптации детей к условиям ДОУ;

- в период лечебных процедур (по назначению врача посещение детской поликлиники, физкультурного диспансера, бассейна и др.);

- в период каникул, проведения праздников;

- в период карантинных мероприятий в режиме дня выделяется время для осмотра детей, проведение профилактических мероприятий, снижение физической и интеллектуальной нагрузки, увеличение время пребывания детей на воздухе;

Возможны изменения в отдельных режимных процессах:

·         проведение образовательной деятельности в период активного бодрствования детей не в чётко фиксированное время, а в зависимости от конкретных условий, программных задач, самочувствия детей.

·         при плохой погоде прогулки организуются в помещении (физкультурный и музыкальный залы хорошо проветриваются, для каждой группы выделяются определённое время, соблюдаются перерывы);

·         допускается свободное перемещение детей по учреждению (на период экскурсий, посещение выставок, проведение развлекательных программ), объединение групп при условии отсутствия карантина.